суббота, 2 декабря 2017 г.

Чтоб Кафку сделать былью!

Автор -Влад Жиденко


Проект «Реабилитация каскада прудов в Природно-историческом парке «Покровское-Стрешнево» Актуализация

   Давайте представим себе такую картину. В вашей квартире, вдруг в разных местах, в потолке, в стенах появляются дыры, в этих дырах трубы, а из труб с разной периодичностью вытекают сточные воды прямо вам на голову. Что вы будете с этим делать? Не знаю как вы, но я пошёл бы искать управу на соседей. И вот вы уже в «Учреждении» от которого зависит судьба вашего жилища, и вам там предлагают супер решение ваших проблем! В вашей квартире нужно построить обгонный коллектор! Отличное решение, не правда ли? Кто не понял, построить нужно большущую трубу в вашей квартире, чтобы отвести соседские сточные воды! Причём за ваш счёт. Дорого, но игра стоит свеч. 

   Это не Франц Кафка сочинил, это часть проекта «Реабилитация каскада прудов в Природно-историческом парке «Покровское-Стрешнево» стоимостью 1 301 111 340 (Один миллиард триста один миллион сто одиннадцать тысяч триста сорок) рублей 52 копейки. Выполнена по ранее разработанному проекту «Восстановление и экологическая реабилитация каскада прудов в природно-историческом парке «Покровское-Стрешнево». Исполнители: ООО Фирма «Гидротехник-17» (банкрот) при участии ООО «Парковая реставрация» и ООО «Росэкострой» (банкрот) на основании Государственного контракта №19.112/ПП-50/08 от 12.11.2008 с ГУ города Москвы «Бюро экономического анализа экологических проектов». С проектом сразу что то не задалось. ООО Фирма «Гидротехник-17» не смогла его завершить, а затем и вовсе обанкротилась. Реестр кредиторских требований 818 748 900 руб. В том числе ДПиООС больше 18 миллионов рублей по этому проекту.
   В 2014 году проект достали, стряхнули пыль, решили актуализировать. Вот откуда появилось такое название. Актуализацией проекта занималось ООО «Свой Дом» совместно с ГУП «Мосводосток», и вы не поверите! ООО «Свой Дом» тоже обанкротилось

    Вернёмся к нашему коллектору. Каскад из семи прудов приуроченных к долине реки Чернушка парка «Покровское-Стрешнево» возник в период 1965-1970 годах на месте осушенных болот. До этого существовали только 6 и 7 пруд, которые созданы были ещё в XVIII-XIX в.в. В этот каскад поступали неочищенные поверхностные стоки из дождевой канализации со стороны Ленинградского шоссе (в первый пруд, самый высокий по течению), условно очищенные стоки с Войковского куста очистных сооружений, (ныне «Промотходы») (в первый пруд), неочищенные стоки со стороны железной дороги (второй пруд), со стороны железной дороги и Красногорского ручья (пятый пруд). Это только те источники загрязнений, что упомянуты в проекте. На самом деле их ещё больше. Не углубляясь в подробности скажу, все эти источники проектом предполагается собрать и в неочищенном виде отправить прямиком в реку Москва, технически в коллектор реки Чернушка, которая впадает в Москва реку в районе ж/к «Алые Паруса». При этом за счёт бюджета города Москвы, и под коллектор нужно ещё отдать кусок парковой территории, потому как она автоматически станет частью городской канализации вместе с коллектором - линейным капитальным объектом. При этом никто из «природопользователей» департамента, за всё время своего существования (с 2000 года), палец о палец не ударил для того, чтобы прекратить попадание неочищенных стоков на особо охраняемую природную территорию парка, хотя сброс сточных вод на рельеф в границах водоохранных зон запрещен Водным Кодексом. Более того, и этот проект эту задачу перед собой не ставит. Сам факт существования на берегу первого пруда очистных сооружений «Промотходы» в том виде в котором они есть, не сулит прудам ничего хорошего – всегда будут происходить залповые, аварийные сбросы, даже если Промотходы модернизируют, как это когда-то планировалось. 
    О чём ещё проект? Пруды должны быть очищены от ила, дно их должно быть углублено, берега укреплены, новые плиточные дорожки и прочее благоустройство, реконструкция фонтана в совсем новых размерах. Если вы уже поняли, что проект делался давно и с трудом, то не стоит от него ждать каких то новаторских идей типа био очистки. 
   Но это всё меркнет после реальных попыток осуществить проект подрядной организацией ЗАО «Техстрой Индустрия». (С 28.09.2017 преобразовано в АО). Проектом определены технология и порядок работ, календарный план-график, которые подтверждены государственной экологической экспертизой. Но подрядчик видно не изучал сам проект, он строит так как хочет, или может. По проекту ил удаляется экскаватором только в первом и шестом пруду (после перемешивания с песком), во всех других водоёмах ил и дноуглубление делаются с помощью земснаряда. Однако вода в седьмом пруду спущена и экскаватор бороздит его дно. А ведь по проекту чистить пруды необходимо сверху в низ, а не наоборот. Готовится к сливу и второй пруд. После такого варварского подхода ожидать чего-то хорошего от реализации этого проекта не представляется возможным. Ещё одна деталь этой операции по «убыстрению» и «оптимизации» проекта: согласно Техническому заданию (Приложение №1), которое является неотъемлемой частью Гражданско-правового договора № 0173200001417000532_49887 от 04 сентября 2017 г. между ГПБУ «Мосприрода» и ЗАО «Техстрой Индустрия», за 4 месяца (с даты подписания договора 04.09.2017 до 31.12.2017) должен быть выполнен I этап работ на сумму 1 013 481 011 (Один миллиард тринадцать миллионов четыреста восемьдесят одна тысяча одиннадцать) рублей 18 копеек, который включает в себя все работы по прокладке коллектора и «реабилитации» прудов, всё, кроме благоустройства. Проектом под этот объём работ отведено 26 месяцев. Как это физически возможно сделать? Неизвестно.

2 комментария:

  1. Проблемы с реабилитацией прудов начались в Москве не вчера и даже не позавчера. Подавляющее большинство прудов находятся в ведении Мосводостока. Они для них технические водоемы, то есть задачей по содержанию прудов считается достижение определенных показателей чистоты воды, отсутствие иловых отложений, профилактика эрозии берегов. То, что в водоеме может кто-то обитать, в этом регламенте не то что не учитывается - все, кто в водоеме обитает (растения и животные), рассматриваются как загрязнители. Некоторые из загрязнителей представлены в Красной книге, как водяная лилия, например. То, что водоем может функционировать как природная система не рассматривает, да и не может, вероятно, рассматриваться в системе ценностей ДЖКХ. А ДПиООС у нас департамент скорее декоративный, нежели работающий. Он не может уже многие годы принять регламент создания, содержания и охраны водоемов хотя бы на ООПТ. Результат - водоемы в самом худшем случае исчезают в результате нарушения гидроизоляции дна, в чуть лучших случаях теряют источники поступления воды - и их начинают питать водой водопроводной (очищенной и дорогой). Укрепление берегов лишает их околоводной растительности (мест обитания водоплавающих) и приводит к заселению акваторий сине-зелеными водорослями.
    Понятно, что в природе такие водоемы, как пруды на родниках и даже русловые постепенно зарастают. Но процесс зарастания тоже важен и ценен для экосистемы, единственное, что он наталкивается на "культмассовую функцию" водоема - даже если в пруду запрещено купаться, в ДЖКХ считается, что "чистый" пруд - это хорошо, а болото - плохо. В результате самые ценные участки ООПТ - те, где представлены одновременно водоем, луг и лес, - отдаются под безудержное благоустройство во имя "рекреации". Часть граждан поддерживает эти устремления на этапе предпроектных предложений, но потом и они, столкнувшись с жестокой реальностью, понимают, что просчитались, даже если не могут грамотно сформулировать, что не так.
    Попытки создать регламент не прекращаются - это есть даже в новой экостратегии. Но как остановить работы на водоемах до принятия этого регламента и как заставить подрядчиков потом его соблюдать - это два больших вопроса.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо! За такой содержательный комментарий!

    ОтветитьУдалить